Синдром аспергера: что это такое

Синдром Аспергера – это нарушение развития, которое выражается в отсутствии социальной взаимосвязи с обществом, однотипными, зажатыми интересами, шаблонными действиями.

Синдром сопровождается физической неловкостью, сложностью истолковывать обычную мимику, жесты. Это врожденное состояние на всю жизнь. Большая численность «аспергеров» обладают колоссальным IQ.

Должная поддержка и одобрение поведения предоставляют личности все шансы вести полноценную жизнь.

Особенности патологии

Синдром впервые обрисовал педиатр из Австрии – Ганс Аспергер (Hans Asperger) в 1944 году, он употребил определение «аутистическая психопатия». Сегодняшнее звучание недуга, прописано психиатром Лорной Уинг (Lorna Wing) в ее работе 1981 года.

Множество разнообразных моментов остается «за кадром», конкретная причина возникновения синдрома неведома. Не существует полного излечения болезни Аспергера, специалистами определены лишь методы поддержки.

Синдром Аспергера: что это такое

Синдром Аспергера считается обособленной формой аутизма

Симптомы заболевания

Выделяют основные болезненные проявления:

  1. Трудное социальное взаимодействие. Больные часто бывают буквальными, без эмоций. Они не понимают шуток, анекдотов, значения метафор. Пациенты немногословны, часто погружены «в себя», не могут своевременно начать, закончить разговор, вкусная еда ассоциируется с употреблением помоев.
  2. Сложности эмоционального мировосприятия. Такие люди редко поддерживают дружбу, могут начать неприемлемую тему разговора, отличаются некорректным поведением, бывают замкнутыми.
  3. Отсутствие воображения, восторга, чувственности. Пациенты не предвидят итога ситуации, упускают послания через мимику и намеки, заняты четко последовательной, цикличной деятельностью.

Все это создает сложности при общении с другими людьми, что влечет за собой тревогу, беспокойство, замешательство. Присутствует незначительная схожесть с аутизмом.

Определены основные симптомы у взрослых, страдающих синдромом Аспергера:

  • пациенты соблюдают некие порядки и правила, настаивают на их выполнении, упорно действуют по одному шаблону. Возвращение домой другой дорогой может привести к замешательству, ступору;
  • одержимая увлеченность делом, хобби. «Аспергеры» с головой погружаются на изучение своего предмета обожания, развивают свои способности так, что могут заниматься любимым делом;
  • сенсорная чувствительность заключаются в звуках, увиденном изображении, резком вкусе продуктов или напитков. Тревогу может вызвать громкая музыка, яркий свет. Людям тяжело дается восприятие собственного тела.

Синдром Аспергера: что это такое

Точный механизм, запускающий синдром Аспергера, до сих пор является объектом споров мировых ученых и психологов

 Осложнения патологии

Страдающие синдромом Аспергера подавлены своим внутренним состоянием психического расстройства. Это может привести к таким последствиям:

  Онейроидный синдром

  • социофобии, сходной с паранойей, сопровождающейся страхом;
  • биполярному расстройству – два поля, одно возбуждено и активно, второе – пассивно в депрессии;
  • шизофрении – что-то манипулирует сознанием человека, заставляет исполнять любые приказания;
  • паранойе – дезинформирует обладателя, подпитывается чувствами тревоги, боязни;
  • селективной мутации – больной живет среди шумных, назойливых людей, посещает развлекательные учреждения;
  • тревожности, пробуждающей страх, беспокойство;
  • посттравматическому стрессовому расстройству – жертва катастрофы или аварии постоянно переживает неприятное событие у себя в голове;
  • обсессильно-компульсивному расстройству, проявляющемуся навязчивыми идеями, выполнением одного ритуала многократно;
  • депрессией, поселяющей на душе тяжесть и подавленность, поглощающей позитивные эмоции человека;
  • тревожным расстройством личности;
  • пограничным личностным расстройством;
  • диссоциативным расстройством, выражающимся во множественном безрассудстве.

Синдром Аспергера: что это такое

Основная проблема людей с синдромом Аспергера – это коммуникативные дисфункции

Диагностика и причины заболевания

Научным путем не установлена конкретная причина возникновения синдрома Аспергера, он все еще исследуется.

На данном этапе выявлено его сходство с расстройством аутистического спектра – психологического состояния, которое первоначально проявляется к 4-11 годам жизни, нарушая функцию центральной нервной системы.

Приблизительно 1% жителей Земли живут с такими особенностями. Диагноз, который установлен своевременно и правильно, позволяет снизить болезненное потрясение у детей и семьи.

Нарушение развития, выявляется совместной работой профессионалов разных областей, состоит в:

  • разнообразном наблюдении за пациентом;
  • генетической, неврологической экспертизе;
  • определении психомоторных навыков;
  • манере обучения;
  • выявлении способностей для самостоятельной жизни;
  • тестировании интеллекта.

Изучение проблемы показало, что совокупность генетических и экологических факторов могут спровоцировать изменения головного мозга, но синдром Аспергера не зависит от человека, его социальных обстоятельств, не прививается с воспитанием.

Синдром Аспергера: что это такое

Опытный психолог способен поставить диагноз синдрома Аспергера, основываясь на наблюдении за поведением взрослых или детей, а также на изучении анамнеза жизни пациента

Устанавливать диагноз взрослым труднее, чем детям. С возрастом симптомы изменяются, требуется подробная клиническая оценка состояния пациента, анализируется поведение личности с его слов и от беседы с его окружением.

Существует большое количество различных тестов, которые помогают выявить неврологические и психические отклонения.

Тесты для взрослых, отличны от детских, но делятся на одинаковые группы для оценки:

  Синдром профессионального выгорания

  • интеллекта;
  • сенсорной чувствительности;
  • созидательного воображения.

Многообразие разносторонних тестов помогает определить признаки синдрома. Вот некоторые из них:

  1. Тест ASSQ разработан для возраста детей от 6-16 лет. Он выявляет аутичную направленность синдрома Аспергера с помощью восприятия всевозможных картинок.
  2. Шкала-опросник по оценке аутизма у детей.
  3. Aspie Quiz – тестирование, по итогам которого выявляют аутизм у взрослого населения, включает 150 вопросов.
  4. Тест АQ определяет коэффициент аутизма у и синдром Аспергера взрослых.
  5. Тест SQ – оценка эмпатии по шкале.

Тесты выступают только инструментом для определения отличительных особенностей, диагноз устанавливает квалифицированный специалист.

Синдром Аспергера: что это такое

В качестве диагностирования синдрома Аспергера используют различные тесты

Признаки синдрома Аспергера у детей

Повышенная чувствительность у детей может нести в себе возможные неврологические расстройства. Когда младенец беспокойный, капризный, трудно отнести это к каким-либо отклонениям. Но если замечена нервозность именно из-за внешних раздражителей – света, громких звуков, нужно проверить состояние малыша.

С возрастом может отсутствовать бурная реакция на раздражители. Вас должно насторожить, если ребенок стремительно преуспел в каком-либо учебном предмете на отлично, но вдруг появились трудности в играх с олицетворением кого-либо.

При синдроме Аспергера у детей симптомы социального характера проявляются к 5-6 годам, когда ребенка оформляют в подготовительную группу или школу, выражаются они в следующем:

  • малыш не принимает участие в активных играх;
  • замечено сильное увлечение одним спокойным занятием;
  • у ребенка нет желания смотреть веселые мультфильмы с шумными песенками;
  • наблюдается неестественная реакция при виде незнакомых людей;
  • малыш не играет с другими детками, ведет себя обособленно;
  • замечена навязчивая привязанность к своему дому и родителям.

Стартовые комфортные условия для детей создают родители. Итог таких условий раскрывает уникальную способность малыша и определяет его деятельность в будущем.

Необходимо научиться контролировать собственные эмоции, уметь разделять их на первичные, которые человек испытывает сразу (стресс), и вторичные – гнев, который следует за стрессом.

Нужно использовать диалог с окружающими для понятия этих эмоций, после действовать разумно и логично.

  Дромомания

Эмоции малыша нужно понимать и рассматривать, прибегая к навыкам. Для ребенка с особенностями развития тревога выступает первичной эмоцией, которая ведет к плачу. Любые проявления агрессии и гнева являются вторичными эмоциями.

Важно обращать свое внимание на реальную причину дискомфорта, вызывающую тревогу. Рассматривать проблему нужно по конкретному случаю, постепенно обучая малыша этим навыкам для применения их в других ситуациях.

Как лечить?

В настоящее время для устранения синдрома Аспергера нет специфического лечения. Подавить депрессию, нервные тики помогают седативные препараты, антидепрессанты. Понимание расстройства изучается углубленно. Поведенческая терапия, многообразие сервисов и методов для всестороннего развития таких людей совершенствуются.

Состояние деток улучшается с возрастом, некоторые проблемы остаются или сводятся к минимуму. Чем раньше проблема диагностирована, тем больше шансы для ее решения. Должная поддержка поможет пациенту чувствовать себя комфортно.

Источник: https://sindrom.guru/psixopatologicheskie/sindrom-aspergera

Проявления синдрома Аспергера у взрослых людей. Особенности течения заболевания

Синдром Аспергера: что это такое

Синдром Аспергера – врождённое состояние, которое сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Активно высказывается мнение, что это не болезнь, а особенность функционирования мозга. С течением времени проявления синдрома Аспергера изменяются, часть его симптомов сглаживается, другая часть – становится более выраженной. К сожалению, большинство исследований проводится с участием ограниченного количества больных и охватывает небольшой промежуток времени. Долгосрочные программы могли бы помочь понять, какие из программ адаптации детей с синдромом Аспергера более эффективны. Увы, сейчас большую часть информации о течении синдрома Аспергера врачи получают из рассказов самих аспи. Тем не менее, некоторые закономерности выделить удалось.

Большинство исследований подтверждают, что люди с синдромом Аспергера, у которых в детстве были более высокие способности к планированию и последующему выполнению сложных заданий, в последующем легче адаптировались к социальной среде и лучше понимали окружающих. Аналогичная ситуация у детей, с которыми с раннего возраста занимались родители или психологи.

Все исследования подтверждают, что у большинства больных с синдромом Аспергера наблюдается значительное улучшение в раннем школьном и подростковом возрасте, которое у многих сменяется регрессом после окончания школы. Общий вывод из большинства таких исследований – то, что синдром Аспергера у взрослых менее выражен, чем в детском и подростковом возрасте.

Симптомы

Проявления синдрома Аспергера несколько меняются с течением времени.

Если у детей основными проявлениями были проблемы с обучением и социализацией, то у взрослых эта область симптоматики смягчается и на первый план выходят сопутствующие состояния.

Синдром Аспергера у взрослых проявляется индивидуальным восприятием реальности, недостаточным выражением эмоций и их низкой интенсивностью, высокой самодостаточностью, нетерпимостью к неопределённости.

У большинства или всех взрослых с синдромом Аспергера имеются следующие сопутствующие нарушения:

  • Изменения эмоционально-мотивационной сферы;
  • Нарушения двигательной и чувствительной сферы;
  • Актуальными остаются нарушения познавательной сферы в области, отвечающей за социальные навыки;
  • Имеются стереотипии, навязчивости;
  • У всех больных имеются особенности поведения и мышления, свойственные синдрому Аспергера.

Кроме того, синдром Аспергера у взрослых проявляется рядом состояний, встречающихся с меньшей частотой:

  • Тревожно-фобические расстройства, которые свойственны половине больных;
  • Аффективные нарушения, которые включают и депрессивные изменения, и маниакальные, и их сочетания, в сумме встречаясь у двух третей или более больных;
  • Соматоформные и ипохондрические расстройства свойственны трети больных;
  • Обсессивно-компульсивные состояния встречаются также у трети больных;
  • Различные зависимости к взрослому возрасту развиваются у пятой части людей с синдромом Аспергера;
  • Дисморфофобия (убеждения в наличии изменений отдельных частей тела, их уродливости или болезни) развивается почти у половины больных;
  • На деперсонализацию-дереализацию жалуется примерно треть пациентов;
  • Примерно у шестой части больных возникают преходящие психотические расстройства.

Динамика проявлений синдрома Аспергера

Синдром Аспергера: что это такое

Изменение симптоматики синдрома Аспергера с течение времени происходит согласно периодам взросления личности. По сравнению с здоровыми детьми, у детей и подростков с синдромом Аспергера запаздывают и искажаются социальные навыки. К подростковому возрасту появляются признаки сопутствующих психических нарушений.

В детском саду и первых классах школы аутистические, классические проявления синдрома Аспергера выражены максимально. Пубертантный период характеризуется возникновением первых стойких социальных контактов.

Параллельно появляются различные аффективные, тревожные и депрессивные расстройства, навязчивости, вплоть до психотической симптоматики. Юношеский возраст характеризуется уменьшением аутической симптоматики.

Синдром Аспергера у взрослых проявляется в большей мере сопутствующими психопатологическими симптомами при минимальных проявлениях аутизма. По словам самих больных, эти проявления не исчезают, а больные обучаются жить с ними так, чтобы аутизм минимально влиял на повседневное общение.

Читайте также:  Применение тестов на беременность на ранних сроков

Варианты течения синдрома Аспергера у взрослых

Для рассмотрения симптомов и их динамики у взрослых с синдромом Аспергера удобно разделить их на несколько типов протекания:

  1. Гипернормативный тип: отличается разнообразной симптоматикой и тенденцией к чередованию различных сопутствующих расстройств. Они с трудом приспосабливаются к изменяющимся условиям окружающего мира и имеют ограниченный спектр социальных реакций. В детстве отличаются недостаточным развитием психомоторной сферы и социального поведения. Хорошо справляются с монотонными занятиями, при этом не склонны к творчеству. Затруднено выражение эмоций, что сопровождается агрессивностью и вспыльчивостью. Взрослые больные этой группы успешно взаимодействуют с окружающими на формальном уровне и с трудом – в более близких, доверительных отношениях.
  2. Эксцентричный вариант проявляется часто возникающими тревожно-фобическими симптомами, эпизодами стойко сниженного настроения, интенсивными реакциями протеста. Недостаточная социальная адаптация проявляется в профессиональной и семейной сфере. С раннего возраста появляются узкие сферы интересов, впоследствии приводящие к неравномерному развитию. Эгоцентричны, но способны устанавливать контакты, во взрослом возрасте довольно успешно. Сохраняется высокая чувствительность к отказам от общения и пренебрежение социальными нормами.
  3. Пограничный тип часто сопровождается симптомами маниакально-депрессивного психоза, перепадами эмоций, склонностью к суициду, расстройствами самосознания и зависимостями. Характерными для этих больных являются проблемы с трудоустройством и невозможность продолжительной работы на одном месте. С раннего детства крайне эмоциональны, однако стойкие связи с окружающими начинают устанавливать только в старшем возрасте. Плохо приспосабливаются к жесткому распорядку, бывают несамостоятельны и безответственны.
    Синдром Аспергера: что это такое
  4. Тормозимый тип характеризуется длительными, тяжело протекающими депрессиями и тревожными расстройствами, возможно присоединение психопатологических проявлений шизоидного типа. Наибольший социальный дефицит у таких пациентов наблюдается в семейных и межличностных отношениях. Эмоциональная сфера с детства развита недостаточно. Интеллектуальное развитие нормальное, однако для усвоения информации нужно больше времени. В подростковом возрасте формируется сильная привязанность к эмоционально значимым людям. Впоследствии крайне осторожны в общении, с трудом устанавливают контакт, склонны к поддержанию однажды заведенного распорядка, медлительны, с трудом могут организовать себя. Из-за этого имеются трудности в профессиональной сфере.
  5. Интегрированный тип наиболее адаптирован социально, симптоматика незначительная, большинство проявлений хорошо компенсированы. У таких больных имеется вероятность развития биполярного расстройства. В детстве у них преобладает когнитивная сфера с погружением в узкую сферу интересов. После начала обучения в школе и при последующем профессиональном развитии навыки общения совершенствуются, развивается эмоциональность, появляется способность избирательно устанавливать контакты. Они достаточно успешно приспосабливаются к установленным обществом правилам.

Лечение и прогноз

Важными факторами успеха лечения является тёплый семейный климат, всесторонняя поддержка больного, активное участие родственников в социализации пациентов, доверие врачу. Важно раннее развитие коммуникативных способностей, обучение и профессиональная подготовка пациентов. Для компенсации моторного недоразвития назначают лечебную физкультуру.

Симптоматическое лечение Синдром Аспергера

Источник: http://onevroze.ru/proyavleniya-sindroma-aspergera-u-vzroslyx-lyudej-osobennosti-techeniya-zabolevaniya.html

Синдром Аспергера – признаки, симптомы, лечение, диагностика

  • Синдром Аспергера (Asperger syndrome) – одно из так называемых расстройств аутического спектра.
  • От обычного аутизмасиндром отличается тем, что когнитивные и даже речевые способности пациента в целом сохранены.
  • «Родственными» заболеваниями этого синдрома являются:
  • атипичный аутизм;
  • психоз, раннее детство;
  • высокофункциональный аутизм;
  • синдром Ретта и некоторые другие.

Больных отличают трудности в общении, а также стереотипное поведение и ограниченные интересы.

Эти нарушения имеют глубокий характер, препятствующий нормальной жизнедеятельности.

Примечательно, что болезнь эта – врождённая, а значит, она не может появиться в результате развития ребёнка в первые годы жизни. Впрочем, воспитание и окружающая среда существенно влияют на протекание синдрома Аспергера.

О том, как часто проявляется синдром Аспергера в детском возрасте, существуют разные мнения. Статистика говорит о 0,36 – 0,71 процента случаев, однако специалисты приводят совсем другую цифру: по их мнению, симптомы у детей имеются в 30, а то и в 50 процентах случаев. Получается, что синдром Аспергера – очень распространённое заболевание.

Открытый всего лишь в первой половине ХХ века, синдром Аспергера долго не привлекал внимания научных и медицинских кругов. «Странным» детям ставили различные диагнозы, от атипичного аутизма до детской шизофрении, а взрослых считали просто невоспитанными людьми, хроническими неудачниками, беспринципными хамами. Настоящая причина странностей в поведении открылась позднее.

Причины появления синдрома

Синдром Аспергера изучается с 1944 года, однако за это время причины появления синдрома так полностью и не выявлены. Поскольку болезнь имеет врождённый характер, высказывались мнения о её генетическом происхождении.

Исследователи отмечали, что у «носителей» синдрома Аспергера родственники также могут иметь признаки, характерные для болезни, чаще всего в более лёгкой форме – например, некоторые нарушения в общении.

На это указывал ещё сам Ганс Аспергер, изучавший не только своих юных пациентов, но и их семьи.

Ещё замечено, что расстройства аутического спектра имеют сходную генетическую природу.

Современные исследования показали, что непосредственным механизмом протекания болезни является нарушение нейронных связей в головном мозге – из-за этого управление психической жизнью человека отличается от нормального.

Каковы симптомы болезни?

Синдром Аспергера: что это такое

Проявлений синдрома Аспергера великое множество; в каждой жизненной ситуации обнаруживаются свои «странности».

Однако существуют общие симптомы, указывающие на наличие этой болезни. Их появление можно отметить начиная с 3 летнего возраста. До этого момента ребёнок развивается нормально – в положенное время учится сидеть, ходить, говорить.

Трудности начинаются на более высоких этапах психического развития:

  • Ребёнок не желает идти на контакт с окружающими людьми. Он не общается (или плохо общается) с членами семьи, с товарищами в садике или в школе. Он не проявляет инициативу для знакомства или контакта. Если же контакт состоялся, то больной с Аспергером с трудом понимает эмоции собеседника, не распознаёт оттенки интонации, жесты и мимику; не понимает шутки – обращённую к нему речь воспринимает буквально.
  • Речь больного часто не содержит эмоций, слова произносятся монотонно. Ребенок не может подобрать нужные слова, чтобы объяснить то, что ему нужно. Из-за этого ребёнка считают глупым, в школе ставят низкую оценку из-за того, что он якобы не выучил урок; на самом деле ситуация обратная – он может очень быстро выучить тему (буквально наизусть), однако коммуникативные нарушения мешают воспроизвести необходимое.
  • Если же носитель синдрома Аспергера начинает уверенно говорить, то, как правило, увлекается длинным монологом. Он не понимает, как реагируют собеседники на его речь, интересно им это или нет. Ребенок часто не смотрит в глаза собеседнику, он не делает пауз в своей речи, нужных для того, чтобы слушатели восприняли его слова. Его монолог напоминает воспроизведение звукозаписи. Странным здесь является то, что говорящий вполне осознаёт, что общается с другим человеком.
  • Ещё более странно выглядит речь «аспергера» из-за почти полного отсутствия мимики и жестикуляции. Даже взгляд его во время разговора направлен в пустоту. Такая неестественность позы отмечается даже на фотографиях.
  • Ещё один основополагающий симптом – стремление к порядку. Ребёнок пытается выстроить вещи «идеальным» образом: раскладывает игрушки по цвету, форме, размеру, кладёт предметы на строго определённые места. Если он оставил вещь на одном месте, а затем кто-то переложил её на другое, но совсем рядом, то по возвращении ребёнок может её вовсе не найти. Такое часто проявляется и у взрослых, страдающих синдромом Аспергера.

  Детский церебральный паралич (ДЦП)

  • «Аспергеры» склонны к «ритуальному» поведению: изо дня в день совершают одни и те же действия, живут по строгому распорядку, ходят по одним и тем же улицам и т. д. Многие ритуалы не имеют очевидного смысла – так, ребёнок может складывать и перекладывать кубики, совершать странные телодвижения.
  • Мышление носителей синдрома чаще всего «однозадачное»: они склонны увлекаться каким-то одним занятием и посвящать ему всё свободное время. Увлечение этим занятием со стороны тоже может показаться неким ритуалом, хотя больные отлично разбирается в интересующем его предмете. Точно так же и в разговоре – он не может одновременно говорить о нескольких вещах подряд, предпочитая выбирать одну тему и следовать ей до конца.
  • Обострённые сенсорные ощущения – не частый, но характерный признак синдрома Аспергера. У больного может наблюдаться обострённый слух, очень сильное обоняние, его может раздражать слишком яркий свет, шум. В этом же пункте можно отметить признаки несколько иного рода: у маленького «аспергера» имеется, например, абсолютный музыкальный слух, притом без всяких предварительных занятий музыкой.
  • Физическая неловкость, неуклюжесть. Человеку, страдающему синдромом, сложно даются многие навыки – к примеру, езда на велосипеде.

Перечисленные признаки, конечно, могут наблюдаться и у обычных людей – по отдельности и в результате какой-либо острой ситуации (например, нервного расстройства, усталости, отчаяния).

Говорить о наличии синдрома Аспергера можно в том случае, когда симптомов сразу несколько, они выражены в яркой степени и постоянны.

Диагностика

Выявлять синдром Аспергера – задача на самом деле непростая. Для этого подключаются специалисты из разных областей – психологи, психиатры, неврологи, генетики. Разносторонние исследования нужны по той причине, что проявления синдрома похожи на симптомы других расстройств.

Диагностика у детей

Симптомы у детейважно обнаружить как можно раньше, поскольку это упрощает лечение. Для постановки диагноза проводятся беседы с ребёнком, включающие тесты и игры.

Помимо этого специалист беседует с родителями ребёнка, чтобы получить информацию о его поведении в семье, в школе, во время повседневных занятий. Разговор с родителями позволит выявить и у них проявления синдрома.

  Что делать если дергается глаз, причины и лечение

Диагностика взрослых

Синдром Аспергера у взрослых выявить сложнее, поскольку признаки болезни с возрастом меняются. Однако есть ряд методов, позволяющих диагностировать расстройство у взрослых людей. К ним, в частности, относятся стандартные тесты:

  1. 1.Тест. Основан на анализе взгляда пациента. Тест нередко проводят по фото. Как уже говорилось, взгляд человека, страдающего синдромом, ничего не выражает и направлен в никуда.
  2. 2.Тест. Определяет степень эмпатии – эмоционального развития испытуемого. У «аспергеров» показатели этого теста более низкие, чем у здоровых людей.
  3. 3.Тест. Показывает наличие ритуального поведения, «зацикленности».

Лечение

Поскольку синдром Аспергера – это генетическое заболевание «психологической» сферы, то не существует никаких методов его медикаментозного лечения.

Однако существуют препараты, позволяющие лечить сопутствующие болезни – нервозность, депрессию, нарушения сна, невнимательность, склонность к самоповреждению. Некоторые медикаменты могут устранить даже повторяющиеся действия и поведенческие стереотипы.

Основные же способы лечения синдрома Аспергера – немедикаментозные. Они включают когнитивно-поведенческую терапию, эрготерапию, тренинги социальных и коммуникативных навыков. Применяется и лечебная физкультура, которая помогает корректировать координацию движений и улучшить сенсорные навыки.

Детям показаны занятия с логопедом; его задача развить у ребёнка навыки передачи эмоций, научить делать речь яркой и выразительной. Кроме того, необходимы посещения психолога и педагога-дефектолога, которые научат ребёнка ориентироваться в окружающем мире.

В идеале терапия при синдроме должна быть смешанной: психологические, поведенческие и когнитивные методы необходимо сочетать с приёмом поддерживающих препаратов, направленных на улучшение самочувствия пациента.

Читайте также:  Основные симптомы и эффективная лечебная терапия кашля при аллергии

Лечить синдром Аспергера у взрослых, как и диагностировать заболевание, заметно сложнее, чем у детей. В частности, потому, что взрослые носители болезни уже стали сложившимися личностями, критически относятся к попыткам лечения и часто не считают своё состояние болезнью.

Прогноз

Синдром Аспергера, в отличие от обычного аутизма, не создаёт непреодолимых препятствий к нормальной жизнедеятельности. Слух о высоком интеллектуальном уровне всех без исключения «аспергеров», конечно, не соответствует действительности: по статистике, у большинства носителей синдрома коэффициент интеллектуальности средний.

Однако особенности мышления «аспергеров» таковы, что им проще даются точные науки, в том числе программирование. Именно среди выдающихся программистов наблюдается достаточно высокий процент людей, страдающих синдромом Аспергера. Но и в других областях люди с данным синдромом достигли выдающихся результатов.

Есть мнение, что полностью вылечить синдром Аспергера невозможно, а имеющиеся методы лечения направлены лишь на сглаживание негативных признаков.

Однако для жизнедеятельности это не имеет особого смысла, поскольку многие «аспергеры» становятся полноценными членами общества; более того, им легче даются определённые навыки, востребованные в современном хозяйстве – например, системное мышление, быстрый поиск информации; «аспергеры» – честные и аккуратные работники, глубоко увлечённые делом, которым они занимаются.

Это помогает продвигаться по службе, делать карьеру. Нормальный, а в некоторых случаях и высокий интеллект позволяет им самим корректировать и исправлять слабые стороны своего мышления и поведения.

Однако для успешной жизни в обществе многие носители синдрома Аспергера должны часто посещать психолога или психотерапевта. Законы современного мира таковы, что выявляют нарушения, свойственные «аспергерам», и тогда они становятся серьёзной помехой при поступлении в вуз, приёме на работу и в других ситуациях.

Ведь сегодня коммуникативные навыки, гибкость мышления, умение приспосабливаться к быстро меняющимся обстоятельствам ценятся не меньше (а зачастую и больше), чем профильное образование и феноменальные способности в какой-либо области. «Аспергер», способный развиваться в идеальных условиях, испытывают трудности там, где суровые законы реальности не соответствуют идеалу. И здесь психотерапевт окажет неоценимую помощь, научив разбираться в окружающей обстановке.

Проявления синдрома могут быть разнообразными, иногда даже противоположными. Так, для большинства «аспергеров» характерна чрезмерная склонность к порядку, размеренности и аккуратности, однако у некоторых больных наблюдается противоположное – полный хаос, невозможность привести свою жизнь и мысли в порядок.

Одни носители синдрома не желают ни с кем общаться, другие же пытаются контактировать со всеми подряд, не замечая ответной реакции собеседников. И в этом плане прогноз для каждого конкретного случая может быть разным: один «аспергер» может достаточно легко адаптироваться в жизни и стать самостоятельной личностью, а другой всю свою жизнь должен нуждаться в опеке.

  Обследование ЭНМГ (электронейромиография) — что это такое?

Люди, страдающие этим синдромом, могут создавать семьи, хотя немалое количество их остаются одинокими.

Если в семье один или оба партнёра – «аспергеры», то они могут испытывать трудности в плане взаимопонимания. Чтобы этого избежать, разговоры партнёров должны быть прямыми, не завуалированными.

Сам носитель болезни, впрочем, так и будет разговаривать, а вот его партнёру, если он не страдает синдромом Аспергера, потребуется некоторая тренировка.

Отдельно стоит сказать о детях, страдающих синдромом Аспергера. Даже самые талантливые из них нуждаются в разносторонней помощи – правильном родительском воспитании, наблюдении у специалистов. Не факт, что врождённые таланты помогут юному «аспергеру» самому пробить дорогу в жизни и даже выделиться в школе. В классе такой ребёнок нередко становится изгоем.

Странное поведение становится предметом насмешек, с ним никто не желает дружить и общаться, его обижают, а за хорошие оценки и демонстрирование знаний он получает обидное клеймо «ботаника».

Ученик-«аспергер» может отличаться глубокими знаниями по одному предмету, но резко отставать по всем остальным. Это может выглядеть странным, и учителя считают его проблемным ребёнком.

Также на уроке он может заниматься посторонними делами – скажем, писать стихи или рисовать; если учитель делает ему замечание, то ответная реакция может быть непредсказуемой: ребёнок, чего доброго, обидится или вовсе начнёт скандалить.

Кроме того, не все «таланты» ребёнка с синдромом Аспергера действительно разумны и необходимы обществу.

Например, ребёнок может запоминать маршруты движения транспорта, номера проезжающих автомобилей и другие несущественные вещи, отдаваясь этому делу с полной серьёзностью.

В данном случае необходимо как можно раньше направить способности ребёнка в нужную сторону, попытаться увлечь его, скажем, математикой.

Очень важно не ограничивать ребёнка в обучении и общении, а наоборот – всячески стимулировать его нахождение в нормальном обществе.

Перевод ребёнка-«аспергера» в коррекционный класс, изоляция от сверстников – очень большие ошибки, которые могут только усугубить болезнь.

Он должен находиться в обычном окружении, однако следует предупредить учителей и одноклассников, что у ребёнка имеются некоторые отклонения в развитии.

Окружающие должны уяснить, что если ребёнок не выражает эмоций и переживаний, это не значит, что он их не испытывает: люди, страдающие синдромом Аспергера, особенно дети, нередко переживают более глубоко, чем их «нормальные» сверстники, вследствие чего они более ранимы.

Видеозаписи по теме

Источник: https://tvojajbolit.ru/nevrologiya/sindrom-aspergera-priznaki-simptomyi-lechenie-diagnostika/

Аспергера синдром — признаки и грамотный подход к лечению

Синдром Аспергера: что это такое

Синдром Аспергера идентифицируется как тип восприятия окружающего мира и как особая форма аутизма, характеризующаяся дефицитом социального взаимодействия и общения. Среди особенностей состояния ограниченные интересы и однотипные действия.

  • Современная психиатрия классифицирует рассматриваемое состояние, как одно из пяти аутистических нарушений, как и синдром Ретта, детское дезинтегративное расстройство, атипичный и классический аутизм.
  • Согласно статистике среди мужчин патология встречается чаще в 2-3 раза.
  • Среди школьников диагностирование происходит в 0,36-0,71% ситуаций, но в 30-50% подозрений синдром не диагностируют официально.

Заболевание названо в честь педиатра Ханса Аспергера из Австрии, работающего с детьми, имеющими сходные проявления. Врач называл болезнь аутистической психопатией. Официальное название зарегистрировано в 1981 году.

Детям с таким нарушением свойственны сложности в обучении, поведенческие дисфункции, недостаточно развитые способности к социальному общению, что требует повышенного внимания со стороны детских психиатров, психологов и в первую очередь педагогов

История

Четыре ребенка с признаками рассматриваемого недуга Ханс Аспергер наблюдал в 1944 году, они определенно демонстрировали отсутствие навыков в сфере социальной интеграции. Наряду с такой проблемой они обладали нормальным интеллектом, но в общении отмечалась физическая неуклюжесть, неспособность проявлять эмпатию, отсутствие умений невербальной коммуникации.

Что касается речи, она была слишком формальной или, наоборот, затрудненной. Анализируя их разговор удавалось четко отметить доминирующий всепоглощающий однобокий интерес.

До 1981 года наблюдения Аспергера не были известны, хотя на немецком языке публиковались. Интерес к синдрому возобновила британский врач Лорна Винг, которая опубликовала схожие выводы и назвала комплекс симптомов в честь австрийского первооткрывателя.

В следующем году патологию признали, как отдельную болезнь и включили в диагностическое руководство Всемирной организации здравоохранения (десятое издание МКБ) и в четвертое издание DSM Психиатрической ассоциации Америки.

Причины возникновения патологии

Рассматривая причины возникновения патологии нельзя не упомянуть об аутизме.
Ключевые провоцирующие факторы:

  • генетическая и биологическая предрасположенность;
  • воздействие токсических веществ в первый триместр беременности;
  • аутоиммунная реакция материнского организма способна провоцировать повреждение головного мозга;
  • профилактические прививки и вакцинации способны негативно влиять на иммунную систему;
  • теория гормонального сбоя, до сих пор не подтвержденная научно предполагает повышенный уровень кортизола и тестостерона у малыша;
  • изучается воздействие недоношенности на возникновение болезни и аутического расстройства;
  • в качестве серьезной причины рассматривается губительное воздействие экологии на младенца.

Постнатальные и внутриутробные вирусные инфекции принято считать факторами риска: токсоплазмоз, герпес, краснуха или цитомегаловирусная инфекция.

Синдром Аспергера у взрослых

  1. Сложность диагностирования рассматриваемой патологии у взрослого человека обусловлена адекватной оценкой слабых и сильных сторон в зрелом возрасте.
  2. Но состояние длится на протяжении всей жизни и заболеть им, будучи взрослым, нельзя.

  3. Возникает вывод – нарушение с возрастом стабилизируется и если лечение с детства проводилось грамотно, высока вероятность достижения существенных улучшений.

  4. Тенденция объясняется способностью человека с возрастом вырабатывать социальные навыки, предполагающие элементы невербального общения, поэтому многим свойственна полноценная социальная жизнь – семья, работа, дети, друзья.

Благодаря некоторым особенностям шансы на успешную учебу и карьеру существенно увеличиваются. Имеется в виду особое внимание к конкретным темам, концентрация на деталях и мелочах. Болезнью страдали выдающиеся личности, которые смогли превосходно проявить себя – Альберт Энштейн, Томас Джефферсон, Вольфганг Моцарт, Мария Кюри.

Синдром Аспергера у детей

Что касается проявления патологии у детей, симптомы схожи в аутичными признаками, но следует обязательно воспринимать расстройство самостоятельно, поскольку уровень интеллекта нормальный, но образовательные потребности особые.

Развитию социальных навыков ребенка родители должны уделять максимум внимания.

Ключевая особенность – более развитый интеллект на фоне сверстников в 95% случаев, хотя восприятие окружающего мира и линия поведения у таких детей своеобразные.

Триада нарушений

Основополагающие проявления варьируются, но специалисты выделяют три ключевые группы.

Симптомы в сфере социальной коммуникации:

  • непонимание тона голоса, выражения лица или жестикуляции собеседника;
  • использование сложных фраз и слов наряду с отсутствием их понимания в полной мере;
  • сложности в определении времени завершения и начала разговора, а также в определении темы для беседы;
  • не восприятие сарказма, метафор, анекдотов.

Собеседник должен быть максимально лаконичным и четким в плане изложения мыслей в разговоре с человеком с таким синдромом.

Симптомы сферы социального взаимодействия:

  • поведение, считающееся со стороны некорректным;
  • кажущиеся замкнутость, безразличность и равнодушие;
  • другие люди приводят в замешательство и кажутся непредсказуемыми;
  • не писанные социальные нормы не воспринимаются;
  • дружеские отношения возникают и поддерживаются с трудом.

Проблемы в сфере социального воображения

Воображение людей с рассматриваемым типом восприятия мира богатое в стандартном понимании этого понятия. Некоторые с возрастом становятся музыкантами, художниками или писателями, но в плане социального воображения могут возникать проблемы:

Источник: https://prodepressiju.ru/psihicheskie-rasstrojstva/autizm/aspergera-sindrom-priznaki.html

Синдром Аспергера у взрослых: причины и симптомы, лечение

Люди с синдромом Аспергера если и обращаются к специалистам, то чаще всего по причине алкогольной или другой пагубной зависимости.

Иногда им ставят неправильные диагнозы, например, шизотипичное, шизоидное, параноидальное или другое личностное расстройство, а также неспецифический психоз и депрессия. В этом случае им рекомендуется схема лечения, которая не только не оказывает необходимого эффекта, но и еще больше усугубляет состояние пациента.

Чтобы избежать подобной ошибки, необходимо знать особенности протекания синдрома Аспергера у взрослых.

Описание заболевания

Синдромом Аспергера называют форму аутизма, являющуюся пожизненной дисфункцией, которая оказывает влияние на восприятие человеком мира, обработку полученной информации и отношение к окружающим людям. Данную патологию часто называют «скрытой дисфункцией», поскольку выявить ее по внешним признакам невозможно.

Читайте также:  Боль в правом боку внизу живота

Это заболевание может иметь разные проявления, но обычно оно затрагивает три области:

  • социальная коммуникация. У больных возникают трудности с пониманием тона голоса, жестов, выражения лица и т.д. Таким людям сложно выбирать тему для разговора, они часто не могут понять, что собеседнику наскучила беседа. Пациенты с синдромом Аспергера совсем не понимают сарказма и шуток, они не воспринимают метафоры, не понимают анекдоты. С самого рождения и на протяжении всей жизни у больного синдромом Аспергера наблюдаются необычные особенности речи. Вербальное общение не воспринимается таким человеком как инструмент социального взаимодействия. В их понимании речь нужна лишь для того, чтобы сообщить о конкретных фактах и действиях;
  • социальное взаимодействие. Люди с этой разновидностью аутизма хотят быть общительными, но из-за особенностей патологии не могут поддерживать социальные отношения с окружающими. Им сложно заводить знакомства и поддерживать дружбу. Больные не понимают нормы поведения, которые остальные считают «неписаными». То есть, они могут завести неуместный разговор или в процессе беседы стоять слишком близко к собеседнику, нарушая личное пространство человека. Поведение таких людей очень часто бывает некорректным, по мнению большинства здоровых людей;
  • социальное воображение. Трудности возникают лишь в представлении точки зрения других людей и составлении прогнозов, при этом люди с синдромом Аспергера могут быть отличными художниками, музыкантами или писателями.

Кроме того, для данного синдрома характерна любовь к определенному порядку. Больные устанавливают собственный распорядок дня, который в их понимании, делает мир менее запутанным.

Они могут работать только в установленное время, непредвиденное опоздание или задержка на работе вызывает сильнейшее волнение и тревогу.

Больные люди ходят домой, на работу или учебу только по одной дороге, а также придерживаются других шаблонов поведения.

Часто синдром Аспергера сопровождается сильнейшим интересом к определенной области жизни или виду деятельности. Подобная одержимость сохраняется на протяжении всей жизни.

Будучи ребенком, больной может интересоваться поездами, компьютером или чем-то другим. По мере взросления такие люди сосредотачиваются на изучении всего, что связано с интересующей темой.

Если у них имеется серьезный стимул, то человек с синдромом Аспергера может успешно работать в кругу своих интересов.

Причины развития синдрома Аспергера до сих пор не выявлены. Но большинство исследователей сходятся в едином мнении, что вины человека в этом нет.

То есть, данное заболевание не возникает из-за неблагоприятных социальных обстоятельств или педагогической запущенности.

Оно появляется на этапе формирования мозга во внутриутробном периоде, а привести к нарушениям развития центральной нервной системы могут наследственные факторы, плохая экология, инфекционные заболевания и т.д.

Типы взрослых людей с синдромом Аспергера

Всех пациентов, страдающих синдромом Аспергера, можно разделить на три группы, для каждой из которых характерны особенности поведения и схема лечения:

  1. Актер. Индивид, относящийся к этому типу, хотят иметь отношения с другими людьми. Стремясь к достижению желанной цели, они изучают социальные навыки здоровых людей и попросту их копируют. Окружающие практически не замечают отклонений в их поведении, поскольку «актеры» достаточно хорошо приспосабливаются к жизни.  
  2. Изгой. В эту группу включают взрослых людей с синдромом Аспергера, которые стремятся к межличностным отношениям, но испытывают трудности в поиске друзей, а также в поддержании дружеских связей. Это происходит из-за отсутствия социальных навыков. «Изгои» очень сильно хотят приспособиться к жизни, но у них не получается. Поскольку больные часто ведут себя некорректно и несколько чудаковато, то окружающие избегают строить с ними любые отношения. Среди  людей этого типа чаще всего встречаются депрессии, они сами ищут помощи в решении своих проблем.
  3. Одиночка. В эту группу входят пациенты, не желающие иметь межличностных отношений. Исключения составляют очень близкие люди, не представляющие опасности больному. «Одиночки» практически всегда выбирают только один вид одиночной деятельности. Их не интересует сексуальная сторона жизни, они очень редко заводят семьи, эмоционально холодны и отрешены. Такие люди не то чтобы совсем избегают общения, скорее они могут строить отношения с другими людьми на интеллектуальной или профессиональной основе, при этом избегая эмоциональной близости. «Одиночки» очень редко сами обращаются за специализированной медицинской помощью, поскольку их образ жизни не вызывает особых страданий. Если же, подобное происходит, то ведущую роль в лечении отводится психотерапии. Усилия врачей будут направлены на улучшение навыков взаимодействия, общения, а также формирование и усиление чувства собственного достоинства.

Независимо от особенностей проявления синдрома Аспергера, все страдающие им люди испытывают сложности в каждодневной жизнедеятельности.

Довольно часто данный вид расстройства сопровождается депрессией, приводящей к возникновению суицидальных мыслей.

Согласно статистике, риск самоубийства у взрослых людей с синдромом Аспергера намного выше, чем у больных другими видами психических расстройств. Ключевым фактором риска является именно депрессия.

Диагностика

Выявить синдром Аспергера у взрослых может только опытный психотерапевт или психиатр. Начинается процесс с наблюдения за поведением пациента и изучением истории его жизни.

Для этого специалисты беседуют с родственниками и близкими людьми больного. Но только этих мер не всегда бывает достаточно. Симптомы болезни имеют много общего с чертами характера интроверта.

Поставить точный диагноз помогают особые тесты, предназначенные для выявления неврологических нарушений и степени их выраженности.

Все существующие тесты принято делить на несколько групп исходя из их предназначения, например, для оценки интеллекта, определения степени сенсорной чувствительности, выявления творческого воображения и так далее.

Данные группы тестов походят для диагностики синдрома как у взрослых, так и у детей.

Различаются они лишь сложностью вопросов, а для работы с маленькими пациентами применяются опросники с изображениями любимых персонажей и т.д.

Для диагностирования синдрома Аспергера у взрослых чаще всего применяют такие опросники:

  1. Тест RAADS-R. С его помощью можно выявить социофобию, депрессию, навязчивые состояния и другие психические расстройства. Пациенту предлагаются различные жизненные ситуации и варианты возможного поведения, больной должен указать то, что характерно для него.
  2. Тест Aspie Quiz включает в себя 100 пунктов. Каждый из этих вопросов выявить наличие характерных для синдрома Аспергера черт, а также определить возможные причины их развития.
  3. Торонтская шкала предназначена для выявления нестандартных телесных ощущений. Также этот опросник позволит выявить неспособность к интерпретации метафор и символов.
  4. Тест TAS-20 используется для определения эмоционального дефицита. Его используют при работе с пациентами разных возрастных категорий. Пациент должен озвучивать свои ощущения, возникающие в момент просмотра специально подобранных картинок.

Существует несколько типов диагностических критериев синдрома Аспергера. Но для постановки диагноза требуется подтвердить наличие основных симптомов патологии на протяжении длительного периода времени, а также исключить другие расстройства личности и шизофрению.

Лечение

Медикаментозная терапия при синдроме Аспергера применяется крайне редко. Использование лекарственных препаратов бывает оправдано лишь в случае развития депрессий или других психологических проблем у пациента.

В качестве вспомогательных методов может использовать лечебная физкультура.

Регулярная физическая активность положительно сказывается на работе всего организма, но для больных с синдромом Аспергера подбирают особые упражнения.

Они позволяют улучшить координацию движений, снять мышечный тонус, повысить способность к манипуляции с бытовыми предметами. Достаточно часто лечебная гимнастика сочетается с массажем и различными физиопроцедурами.

Выбор профессии

В нашем государстве люди с синдромом Аспергера не считаются тяжелобольными людьми, нуждающимися в особом отношении. Довольно  хорошие умственные способности позволяют пациентам с данной формой расстройства обслуживать и обеспечивать себя самостоятельно. А при обращении за специализированной помощью удается решить некоторые проблемы с социальным взаимодействием.

В истории есть много примеров, когда люди с синдромом Аспергера становились знаменитыми и успешными. Исследователи пришли к выводу, что это расстройство могло быть у Альберта Эйнштейна, Исаака Ньютона, Льюиса Кэрролла, Мари Кюри и даже древнегреческого философа Сократа.

Некоторые источники утверждают, что им страдает известный кинорежиссер Стивен Спилберг.

Эти догадки базируются на изучении привычек, образа жизни и особенностей поведения, официальный же диагноз перечисленным выше известным людям поставлен не был.

В отличие от них актер Энтони Хопкинс, режиссер Крис Пакхам, мотогонщик Гай Мартин, музыкант Гари Ньюман открыто говорят о своем диагнозе, который был поставлен в разный период жизни.

Если у вас синдром Аспергера, это не означает, что вы лишены воображения, творческих способностей, креативности или амбиций. Если вы хотите добиться чего-то в жизни, то постарайтесь свои «особенности» сделать сильными сторонами личности.

Прежде всего, это касается выбора профессии. Очень важно, чтобы человек с РАС или синдромом Аспергера получил образование именно в той области, которая вызывает у него наибольший интерес.

Выбирать специальность необходимо с учетом того, что при данном психическом расстройстве у человека прекрасная долгосрочная память, а с краткосрочной рабочей памятью часто возникают проблемы.

Люди с РАС могут успешно реализоваться в таких профессиях:

  • визуальные мыслители — люди, не имеющие выдающихся способностей к математике, могут заняться компьютерным программированием, чертежным делом, фотографией или дизайном, различными ремеслами или мелким ремонтом, созданием компьютерных игр. Все эти профессии не требуют от человека быстро обрабатывать большой объем информации при помощи краткосрочной памяти;
  • невизуальные мыслители обладают способностями к оперированию фактами и цифрами, а также имеют музыкальный талант. Такие люди могут быть архивными работниками, журналистами или редакторами, которые работают фрилансерами, настройщиками музыкальных инструментов, библиотекарями, складскими сотрудниками и т.д. Реализовать свои способности они смогут в бухгалтерском деле, телефонном маркетинге или научной работе (физика, математика);
  • люди с низкофункционирующим аутизмом могут работать уборщиками, озеленителями, складскими разнорабочими. Они способны справиться с приготовлением простой пищи в ресторанах быстрого обслуживания, с фабричной сборкой различной продукции, вводом данных и копированием документов при помощи специальной техники.

В то же время людям с синдромом Аспергера следует избегать профессий, которые требуют постоянного использования краткосрочной рабочей памяти. К таким относятся кассиры в магазине, официанты, крупье, стенографисты, администраторы, агенты по продаже авиабилетов, диспетчер и т.д.

Чтобы быть успешными, люди с данным видом расстройства должны приложить немало усилий. Работодатель захочет иметь такого работника только в том случае, если его профессиональные навыки будут очень высокими. Это позволит закрыть глаза на отсутствие социальных навыков.

Такой вид расстройства, как синдром Аспергера, не является смертельным, но он очень сильно осложняет жизнь человека. Тем не менее, люди с РАС могут стать полноценным членами общества, создать семью и завести здоровых детей. Для этого необходимо вовремя выявить проблему и начать курс психотерапии.

Прогноз при синдроме Аспергера в большинстве случаев благоприятный. Пусть от той патологии избавиться полностью нельзя, зато можно научиться жить с этим заболеванием. Справиться с этим самостоятельно у больного вряд ли получится, улучшить качество жизни можно только при помощи опытного психотерапевта, специализирующегося на лечении аутизма и других расстройств этого спектра.

Источник: https://arbat25.ru/myi-lechim/psixicheskie-rasstrojstva/sindrom-aspergera-u-vzroslyix

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector